Положение Экспертного Совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации развитию информационного общества

СЕКЦИЯ 1 Общественное обсуждение анкеты мониторинга безопасности образовательной среды и образовательных учреждений Российской Федерации

Первым мероприятием Экспертного совета станет общественное обсуждение анкеты мониторинга безопасности образовательной среды и образовательных учреждений Российской Федерации, проводимого в рамках Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».

Мониторинг направление на выявление уровня безопасности образовательной среды образовательных учреждений общего образования России, а также на выявление проблемных сфер и поиски их решения на федеральном, региональном и районном (муниципальном) уровнях.

Мониторинг охватывает 15 различных сфер безопасности как образовательной среды, так и самих образовательных учреждений. Например, участники мониторинга ответят на вопросы научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.

Направленные участниками общественных обсуждений предложения будут обработаны и проанализированы членами и экспертами Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации и включены в итоговую версию анкеты мониторинга, которая будет уже размещена на портале уже для прохождения анкетирования всеми заинтересованными сотрудниками учреждений. Результаты непосредственно самого мониторинга будут представлены членам Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, руководству Совета Федерации Федерального собрания и Минобрнауки России.

Принять участие в обсуждении пользователи могут как анонимно, так и пройдя регистрацию на сайте. Пользователи могут предложить как новые вопросы в анкету мониторинга, так и изменение уже представленных в анкете вопросов. 

В ходе мониторинга планируется осуществить оценку безопасности двух сред: непосредственно образовательной среды и самого учреждения. В каждой среде оцениваются направления.

Безопасность образовательной среды образовательного учреждения

  • Направление «Деятельность школы строиться на принципах уважения прав человека»
  • Направление «Администрация школы работает в тесном сотрудничестве с другими учреждениями/организациями, ведёт совместную деятельность, обмениваются информацией и ресурсами»
  • Направление «Инклюзивное образование. Противодействие экстремизму. Формирование ценностей и уважения к правам человека»
  • Направление «Демократическое обучение и воспитание»
  • Направление «Познавательная активность учащихся, самостоятельность и внутренняя мотивация к самообучению»
  • Направление «Школьная среда»
  • Направление «Положение учителя в школе»
  • Направление «Информационная безопасность ОУ»

Безопасность образовательного учреждения

  • Направление «Школьное здание» Направление «Состояние санитарно- эпидемиологического, гигиенического и медицинского обеспечения»
  • Направление «Состояние пожарной безопасности ОУ»
  • Направление «Охрана учреждения» 8 Направление «Дорожно- транспортная безопасность»
  • Направление «Организация деятельности по обеспечению здоровья учащихся»
  • Направление «Организация здорового питания»

СЕКЦИЯ 2  Приветственное обращение от председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Л.Н. Боковой

Уважаемые коллеги!

Календарь образовательных событий Минобрнауки России известен многим из системы образования. Организованный в рамках данного календаря Единый урок по безопасности в сети, инициатором которого выступила спикер нашей палаты В.И. Матвиенко, проходит уже третий год подряд. Единый урок показал свою высокую эффективность в решении одного из главных вопросов действующей системы образования - как не меняя всю систему ввиде учебных программ, ФГОСов и других требований сделать систему более открытой к необходимым изменениям и обновлениям и в том числе распространив необходимую информацию для безопасной и успешной жизни ребенка. Кибербезопасность наглядный пример этому - проблема, которая уже затронула миллионы детей, появилась несколько лет назад и мы не могли ждать предложенные отраслевыми ведомствами десятилетия, через которые мы смогли бы внедрить кибербезопасность в школьную программу.

Таким образом, календарь образовательных событий - это единственный на данный момент механизм развития новых навыков у подрастающего поколения, а также актуализации и внедрения новых знаний в учебную программу для успешной реализации компетентностного подхода. Для самих детей мы обеспечиваем не только их подготовку к будущей жизни, но и предоставляем возможности и знания ребенку для его реализации уже сегодня. Мы рассматриваем также такой формат в качестве одного из системообразующих элементов детского информационного пространства, которое непосредственно влияет на формирование мировоззрения ребенка и несет в себе как процессы образования, так и воспитания.

Вместе с положительным эффектом от этого формата мы заметили и негативные аспекты - большое количество мероприятий, недостаточность методического сопровождения и другие проблемы понижают эффективность мероприятий и тем самым его возможности. Кроме этого, другие члены Совета Федерации и целые министерства регулярно предлагают внедрить в школьную программу новые тематики или проводить новые и новые мероприятия, что может еще более усугубить ситуацию и необходимо реформирование "Единых уроков".

Именно поэтому, я выступаю с инициативой о сохранении и развитии данного формата и приглашают Вас, коллеги, принять участии в обсуждении каким им должен стать.

Итоги нашего обсуждения будут представлены участникам парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», которые пройдут в верхней палате в апреле 2017 году и в которых примут участие спикер СФ В.И. Матвиенко и министр образования и науки России О.Ю. Васильева, а также включены в рекомендации парламентских слушаний для исполнения федеральными и органами власти субъектов.

Дискуссионный план

Цели и задачи данной дискуссии

Целью дискуссии является формирование целеполагания формата образовательных мероприятий, определение критериев отбора тем мероприятий и составление на основе этого календаря мероприятий. 

Предпосылки

Календарь рекомендованных образовательных мероприятий формируется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне перечень мероприятий определяется Министерством образования и науки РФ, на уровне субъекты исполнительные органы власти в сфере образования. Перечни публикуются весной на следующий учебный год.

Перечень мероприятий, рекомендованных в рамках 2016-2017 учебного года, содержал более 50 мероприятий, которые расширяются перечнями органами власти субъектов.

С календарем образовательных мероприятий можно по этой ссылке (Письмо Первого заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Третьяк Н.В. от 05 июля 2016 года № НТ-943/08)

Методическое сопровождение

Для проведения мероприятий в образовательных учреждениях подведомственная Минобрнауки России Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО) должна организовать методическое сопровождение. Также допустимо использование материалов, разработанных вне системы образования, например, представителями бизнеса и некоммерческого сектора.

Отчетность

В настоящее время осуществляется процесс сокращения отчетности, что сказалось на отчетности образовательных мероприятий. По ряду мероприятий отчетность не предоставляется, но в ряде субъектов и ряде мероприятий отчетность все равно сохранилась.

Организаторы мероприятий

Спектр организаторов мероприятий разнообразный, начиная от Совета Федерации до отраслевых организаций, где мероприятие привязывается к какому-то праздничному дню календаря.

Степень участия организаторов также широка. Ряд организаторов подготавливает материалы для проведения уроков или деловую программу для них: лекции, видеолекции, методики, конкурсы и т.д.. Зачастую организаторы только инициируют проведение мероприятия, передавая методическое и организационное сопровождение на Минобрнауки России, органы власти субъектов или просто на сами школы.

Тематики мероприятий

Образовательные мероприятия можно условно разделить на несколько групп:
• Условно-постоянные мероприятия. Как правило, это авторитетные крупные мероприятия, такие как "Единый урок безопасности в сети" или "Час кода".
• Красные даты календаря - юбилеи известных людей и круглые даты в истории страны. Например, 9 мая и парад на Красной площади осенью 1941 года.
• Международные мероприятия. Принята практика выполнения страной международных обязательств, в том числе выполнение взятых обязательств по проведению образовательных мероприятий. Например, Всемирная неделя предпринимательства
• Отраслевые мероприятия. От года к году отрасли инициируют проведение мероприятий. Например, Год экологии.

Просматривает несколько целей тематического контента:
• Дополнение знаний общего образования новейшими знаниями и компетенциями, в основном относящимся к компетенциям будущего;
• Патриотическое воспитание;
• Иные государственные программы.

Терминология

Официальное название формата "образовательные мероприятия", но в последнее время все чаще стало употребляться термин "единый урок".

Формат проведения мероприятий

Самый распространённый формат - тематический урок или классный час, в ходе которого спикером выступает предметник или классный руководитель, также может быть приглашенный внешний специалист (сотрудник органов власти, компаний или НКО).

Также распространена практика проведения конкурсов, квестов, проведения экскурсий, мастер-классов и других мероприятий для школьников по теме образовательного мероприятия.

Организация мероприятий

Минобрнауки России может только рекомендовать проведение того или иного мероприятия, отдавая решение органам власти субъектов и администрациям образовательных учреждений (ОУ). Фактически это зависит от уровня мероприятия и "рекомендация" может быть обязательной к исполнению. Образовательное учреждение и органы власти субъектов должны сформировать собственный план образовательных мероприятий на основе этих рекомендаций.

По результатам проведенного в 2016 году опроса на нашем портале выяснился процесс организации мероприятий в системе образования.

81% образовательных учреждений (ОУ) не имеет собственного плана мероприятий на год или не следует ему. ОУ отталкиваются от полученной информации из ведомства.

Обычно информация по подведомственным организациям поступает в течении 2..5 недель с момента получения органами власти календаря мероприятий или письма из Минобрнауки о проведении образовательного мероприятия, невнесенного в календарь ранее. На подготовку мероприятия ОУ требуется от одной до двух недель. Таким образом в ОУ мероприятия проводятся в авральном режиме.

Большинство образовательных мероприятий не обеспечены учебно-методическими материалами - по нашим данным в более чем 60 процентов случаев подведомственная Минобрнауки России Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО) не обеспечивает методическое сопровождение образовательным мероприятиям.